Помощь в трудной ситуации

СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К НИМ

Лусине Рафиковна Марукян кандидат педагогических наук, ассистент кафедры педагогики, Ванадзорский государственный университет имени Ов. Туманяна, факультет педагогики, дошкольного, начального и специального образования e-mail: lusine.maruqyan@mail.ru

В статье освещена «социальная незащищенность и пренебрежение» как самая распространенная форма плохого отношения к ребенку, ее определение и специфика индивидуального подхода. Социальная незащищенность характеризуется отсутствием недостаточной родительской опеки. Социальная незащищенность может включить также недостаточность физической заботы, ограниченный эмоциональный отклик, отсутствие контроля и отказ от необходимой медицинской помощи. При рассмотрении детской безнадзорности следует также обратить внимание на эмоциональное пренебрежение. Эмоциональное невежество включает эмоциональную депривацию, когда ребенком пренебрегают, он испытывает чувство неуверенности, изолированности, отторжения и так далее. Незащищенные дети обычно характеризуются низким чувством ответственности, безразличием к окружающей среде, отсутствием интереса к событиям и так далее.Социально незащищенные дети - это дети, основные права которых были нарушены: они временно или постоянно лишены семейной среды, хотя не имеют юридического статуса "сироты" или " ребенка, лишенного родительской опеки". Распространенными формами плохого отношения к ребенку являются социальная беспризорность и пренебрежение. Фактором проявления социальной депривации ребенка является незанятость родителей. Слишком тяжелые социально-экономические условия, отсутствие необходимых финансовых средств заставляют родителей отказаться от своих детей.Социальная незащищенность может включать также неудовлетворительную физическую заботу, ограниченный эмоциональный отклик, отсутствие должного контроля, а также отсутствие обращения за медицинской помощью при явной ее необходимости. Последствия беспризорности изменяются в зависимости от возрааста ребенка. Ниже приводятся потенциальные признаки беспризорности, характерные для детей разных возрастов.Последствия безпризорности в зависимости от возраста ребенка ФИЗИЧЕСКИЕ В РАЗВИТИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ 0-2 года Отклонения в развитии Быстротекущие и длительные незначительные инфекции Частые несчастные случаи Частые обращения к врачу Частая необходимость в скорой медицинской помощи (госпитализация или больница) Задержка какого-либо этапа развития, например, речевых навыков Отсутствие прогресса или весьма незначительный прогресс с точки зрения охраны здорвья (внезапная остановка или нарушения иммунной системы и развития) Расстройство привязанности Тревожное поведение Уклонение Отсутствие социальной реакции, самопоощрительное поведение 2-5 года Отклонения в развитии Недостаточные условия гигиены Частые несчастные случаи Замедленность или задержка языка и речи Эмоциональная и социальная незрелость Гиперактивность Агрессивность и импульсивность Поиск неразборчивых, беспорядочных контактов с чужими 5-16 года Коротий рост Нестабильный вес Неудовлетворительные условия гигиены Нестабильное состояние здоровья Небрежный внешний вид Чрезмерная худоба или ожирение Трудности обучения Низкая самооценка Слабые механизмы сопротивления Эмоциональная и социальная незрелость Плохая концентрация. Конфликтные или малочисленные взаимоотношения Самопоощрительное или саморазрушительное поведение Употребление алкоголя Девиантное, агрессивное, разрушительное и изолирующее поведение Пропуски в посещаемости школы, низкая посещаемость Правонарушения 199 Армянская семья по своему социально-психологическому описанию всегда была традиционной, что было решающим фактором и до сих пор стремится быть таковым. Придавая важное значение роли семьи в правильном, социально приемлемом воспитании детей и молодежи, в формировании морально-психологического портрета растущего человека, мы с болью констатируем изменения, которые претерпевает этот портрет. В следствие чего мы имеем нищих, бродяжничающих, лишенных родительской опеки, нарушающих права и совершающих преступления детей, подростков и молодых людей. К сожалению, эти непристойные для нашей национальной, традиционной армянской семьи явления являются последствиями тяжелой жизни, социальной и правовой незащищенности, нестабильной политики, разрушенной экономики и пр. [Арзуманян, Грин 2004: 73] Последствием социально-экономических проблем становятся попрошайничество и бродяжничество. Один из участников группы отмечает, что ребенок, который каждый день становится свидетелем атмосферы голода и нищеты в своем доме, часто бывает вынужден делать определенные шаги для того, чтобы раздобыть еду. Ребенок из бедной семьи каждый день видит нестерпимые страдания и нервозное состояние родителей. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, не быть очевидцем напряженных ситуаций, ребенок уходит из дома, приобретает различные плохие привычки, одной из которых является попрошайничество. Ведь должен же он хоть как-то существовать! В противоположность данному мнению эксперты отмечают, что на самом деле причиной попрошайничества являются не тяжелые социальные условия и бедность, а неправильное воспитание со стороны родителей. Например, дети, стрики, люди с ограниченными возможностями социально уязвимы и беззащитны (не могут себя защитить) и им нужна дополнительная социальная защита. Детей и стариков уязвимыми делает их возраст. Первые не достигли физиологической и социальной зрелости, вторые уже теряют свои физические возможности и социальную роль, кроме того, существуют определенные стереотипы по отношению к ним, которые влияют на их социальную изоляцию. При рассмотрении явления незащищенности ребенка следует также обратить внимание на эмоциональное пренебрежение. Эмоциональное пренебрежение включает в себя эмоциональную депривацию, когда ребенком пренебрегают, оставляют его без внимания, когда у него возникает чувство нежелательности, он изолирован, отвержен и пр. Беспризорные дети часто характеризуются низким уровнем чувства ответственности, безразличием по отношению к окружающей среде, отсутствием интереса по отношению к событиям и пр. В поведении беспризорных детей может наблюдаться отсутствие самоконтроля, что обусловлено отсутствием контроля поведения ребенка со стороны воспитателя. 200 Специалист может предположить у ребенка проблемы, связанные с социализацией или насилием, при наличии следующих эмоциональных и поведенческих признаков. Выделяются следующие случаи: – Если дети отстают в развитии в случае неудовлетворения собственных потребностей. – Если покинутые дети молчаливы и не проявляют интереса по отношению к окружению. – Если дети не желают установить контакт с другими людьми. – Если покинутые дети, выглядящие голодными или усталыми, пытаются раздобыть еду путем воровства, попрошайничества [Липский 2004: 71]. Педагогически и социально запущенные дети, или, как часто их называют, дети улицы сейчас составляют довольно большую группу. В попечительских учереждениях Армении насчитываются 5000 детей. 3800 из них постоянно проживают в этих учреждениях и редко возвращаются домой. У около 80 процентов этих детей есть по крайней мере один родитель, а ребенок оказался в попечительском учреждении в основном по причине социальных и экономических трудностей семьи. В "Центре поддержки ребенка и семьи" Лорийской области по состоянию на 08.01.2018г. насчитывалось 56 дететей. В настоящее время начался процесс воссоединения этих детей с семьями (выписки), который предполагал провести переоценку потребностей подопечных и их семей. В соответствии с потребностями каждого ребенка и семьи была организована профессиональная работа под руководством дневных детских учреждений, а также в сотрудничестве с 4 международными организациями (UNICEF, COAF, SOAR, DIAKONIA) и БОО "Аравот" была оказана адресная помощь (с целью решения проблем различного характера). Приводим данные, которые были получены в 2017-2018 году в "Центре поддержки ребенка и семьи" Лорийской области и в дневном детском центре "Шох" города Ванадзора. В вышеназванных центрах было зарегистрировано 2-4 случая. Представляю описание двух случаев по переданным из дневного детского центра "Шох" сведениям. Описание первого случая следующее: ребенок жил с матерью и сестрой, имел конфликтное и нервозное, а иногда агрессивное поведение. В центре в первое время не общался ни с кем, даже в столовой во время обеда не садился вместе с сестрой. Сотрудники центра параллельно с социальной и психологической поддержкой осуществляли также работы педагогической направленности. На протяжении шести месяцев была проведена также работа с родителем в направлении совершенствования родительских навыков. Сегодня подопечный этого центра более спокоен, доброжелателен и находится в здоровых взаимоотношениях с друзьями. Описание второго случая следующее: к моменту принятия в центр ребенок был обморожен и запущен. Была организована экстренная встреча с 201матерью ребенка, обсужден факт совершения насилия над ребенком. Встречи носили продолжительный характер. Ребенок имел также психологические проблемы и проблемы со здоровьем. Для того чтобы оградить ребенка от дальнейших случаев насилия в семье, мать была предупреждена о привлечении ее к ответственности. Также с родителем были обсуждены и решены образовательные проблемы ребенка. Отдельно была подчеркнута важность поддержания отношений между родителем и центром. До сих пор сотрудники центра постоянно работают со своим подопечным, проверяя полную посещаемость учебных занятий. Благодаря последовательной работе, освещению родительских навыков и применяемым методам постепенно снизилось количество беспризорных детей. Индивидуальный подход к социально незащищенным детям позволит определить причиность и последствия конкретной проблемы каждого ребенка с целью их преодоления. По отношению к социально незащищенным детям потребуется провести следующие мероприятия: – мониторинг семейных условий; – если родители не работают, взять их на учет; – выявить духовную и эмоциональную связь между родителями и детьми; – выявить случайные взаимоотношения ребенка; – после выявления у ребенка агрессии установить контроль; – установить связь со школой для проверки посещаемости ребенка.

Факторы социального риска, прежде всего, отрицательно сказываются на репродуктивных функциях семьи, то есть на способности семьи воспитать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей.

К факторам социального риска, отрицательно сказывающимися на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие:

Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей.

Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

Социально-психологические и психолого-педагогическими факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи,  образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

            Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия:

            - утомленный, сонный вид

            - санитарно-гигиеническая запущенность

            - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

            - неумеренный аппетит

            - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии

            - привлечение внимания любым способом

            - чрезмерная потребность в ласке

            - проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

            - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

            - трудности в обучении.

            В чем проявляются признаки физического насилия в семье:

            - в боязливости ребенка

            - в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

            - в сосании пальца, раскачивании

            - в боязни идти домой

            - в жестоком обращении с животными

            - в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии   со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

  1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
  2. Жилищные и материальные условия.
  3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
  4. Культурный уровень родителей:

- наличие библиотеки в семье;

- какие книги читают;

- следят ли за периодической печатью;

- посещают ли кино;

- посещают ли театры и концерты;

- посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

- доброжелательная,

- неустойчивая,

- равнодушная,

- гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

- здоровье детей;

- развитие умственных способностей;

-  художественных способностей;

-  нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

- сверхопекающее;

- ровное, заботливое;

- равнодушное;

- подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. организация совместных форм деятельности в семье:

- вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;

- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

- низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.

13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:

- систематическое;

- нерегулярное;

- полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

- положительное;

- равнодушное;

- негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

- систематическое;

- эпизодическое;

- отсутствие взаимодействия.

Понятие «неблагополучная» семья

Семья считается неблагополучной, если родители:

- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

- отрицательно влияют на их поведение;

- жестоко обращаются со своими детьми;

- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

- создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie